Аквариумные рыбки > Аквариумный класс

Аквариумный класс

Задачи бывают не только арифметические. Садовод, например, прикидывает, где и что посадить; обезьяна решает проблему, как достать банан. Ученые установили, что решение задач подчиняется психологическим закономерностям, точно так же, как свечение лампочки подчиняется законам физики. Пути решения задач школьниками изучает детская и педагогическая психология, животными — зоопсихология, в частности, рыбами — ихтиопсихология (от греческого «ихтио» — рыбы).


Одна из задач для аквариумных рыб была следующей:
Мотыля, трубочника помещали в баночку, которую подвешивали в толще воды посередине аквариума. Голодная рыбка видела корм сквозь стекло и, чтобы достать его, должна была всплыть над банкой, забраться в нее, а потом найти выход. Это очень трудная задача для обитателей аквариума.

Первые отклики о том, как аквариумные рыбы решали эту задачу, поступили от Владимира Шикалова из города Кирова, Дениса Волошина из Новокузнецка, Лены Акимовой из Харькова, Вовы Макарова из Куйбышева, Тани Василенко из Запорожья и некоторых других ребят.


Вот как описала свои наблюдения П. Шевцова: «У меня в аквариуме живет семья гурами: отец, мать и 4 малька… Я опустила прозрачную чайную чашку с трубочником на высоту 7 сантиметров от поверхности. Рыбы тыкались носами в стекло. Наконец самый маленький гурами заплыл в чашку сверху и съел червяка, за ним — мама и самый большой из детей. После них одновременно заплыли отец и самый маленький малек, который потом пощекотал отца, и тот, ударив хвостом, вышвырнул половину корма и уплыл».


Владимир Шикалов провел очень интересные наблюдения над смешанной стаей из 3 шибункинов, 2 гурами, 5 барбусов, 2 сомиков и 3 меченосцев. По его наблюдениям, быстрее всех решают задачу с баночкой гурами и шибункины, а барбусы вообще отказались ее решать: не хотят есть из баночки! Какие еще рыбы, по вашим наблюдениям, отказываются решать эту задачу?

Ребята задали в письмах много вопросов, на некоторые из них отвечаем сегодня, на остальные — в следующий раз. В одном из опытов, например, мотыль выплыл из баночки и плавал по всему аквариуму. Это произошло потому, что мотыль очень чувствителен к кислороду, растворенному в воде. Когда кислорода мало, то он выплывает наверх. Чтобы насытить воду кислородом, надо увеличить аэрацию, усилить продувку воздухом. Спрашивают, когда кормить рыб.

Рыб старше трех месяцев достаточно кормить один раз в день. Лучше ближе к вечеру, когда приходите из школы или после прогулки. Раз в неделю им надо устраивать «разгрузочный день» — вообще не кормить.

В зарубежных зоопарках, например, кормят рыб, за исключением мальков и молоди, 3 раза в неделю: по понедельникам, средам и субботам.

Аня Шептякова спрашивает, как проводить наблюдения, если рыбы (неоны, гуппи и другие) привыкли к сухому корму, а к живому не приучены. В этом случае тоже можно придумать задачи и провести наблюдения. Края плавающей кормушки оборачивают прозрачной пленкой, свободно свисающей на 5 сантиметров в воду. Теперь рыбка не может прямо подплыть к корму: мешает пленка. Рыбка должна «догадаться» опуститься вниз (удалиться от корма), подплыть под пленку и затем уже подняться к кормушке.

При изготовлении экспериментальной кормушки с полиэтиленовой «юбочкой» не следует использовать для крепления водостойкий клей. Отдельные его компоненты растворяются в аквариумной воде. Она портится, и рыбки могут погибнуть. Лучше всего полиэтилен пришить синтетической нитью. Обычная, из хлопка, не годится, она быстро сгнивает.

Из полиэтиленового пищевого пакета вырежьте для юбочки прямоугольник длиной на два сантиметра больше периметра кормушки, а шириной не менее 12 сантиметров. Оберните кормушку приготовленной деталью и пришейте ее по периметру, а затем сшейте свободные края юбочки. Концы нитей свяжите вместе, если они рядом, или привяжите двойным узлом к ближайшему стежку.

Опускайте кормушку в воду юбочкой вниз медленно, чтобы полиэтилен не всплыл и не смялся. Затем расправьте линейкой края и углы. Насыпьте в кормушку обычную порцию сухого корма. Если рыбы голодные, они начнут искать ход к корму. Приступайте к наблюдениям, периодически записывая их в журнал.
Чтобы из наблюдений можно было сделать обоснованные выводы, разделите их по следующим сериям и приступайте к опытам.

1. В аквариум запустите до четырех рыбок одного вида и возраста (четырех-пяти месяцев, возможны и другие варианты). Это могут быть гуппи, меченосцы, скалярии, золотые рыбки или гурами. Сначала кормите их сухим кормом из обычной плавающей кормушки размером 14 Х 9 сантиметров, сделанной из гнутой стеклянной трубки. Когда подопытные приучатся к такой пище, замените кормушку на экспериментальную. В дневнике наблюдений запишите, какие движения производили рыбки. Сколько времени им потребовалось на решение задачи? Сколько раз за одно кормление они заплывали и выплывали из кормушки? Какие изменения в поведении обитателей аквариума наблюдали в течение месяца непрерывного пользования экспериментальной кормушкой? Опишите поведение каждой рыбки в отдельности. Задача этой серии — установить   этапы формирования навыков пользования экспериментальной кормушкой.

2. Сравните особенности в формировании данных навыков обитателей аквариума разных семейств, родов и видов. Стаю сформируйте из совместимых друг с другом видов. Возьмите по четыре рыбки каждого вида одного возраста (4— 6 месяцев). Подойдут гуппи, гурами, меченосцы, тетра золотистая и барбус суматранский. Заметьте время, когда задача была решена в первый раз. Какие рыбки действовали самостоятельно и независимо от поведения других рыб? Были случаи подражания и кто кому подражал? Изменилось ли поведение каких-либо рыб под влиянием стаи? Опишите случаи, когда те или иные виды отказывались решать задачу, предпочитая «голодовку».

3. В разновозрастную стайку одного вида включите не менее двух рыбок (самца и самку) следующих возрастов: 4, 6, 8, 10 и 12 или 3, 5, 7, 9 и 11 месяцев. Такой интервал дает возможность четко различать по размерам возраст каждой рыбки. Наблюдения проводите от двух до шести недель. Для этой серии опытов удобны мирные, хорошо и быстро размножающиеся гуппи, гурами, меченосцы, другие рыбки. До начала наблюдений приучите рыб к сухому корму из обычной плавающей кормушки. Маленькие круглые для эксперимента не годятся. Опишите поведение рыб в стае. Имеется ли в ней иерархия во главе с вожаком? Может быть, каждая рыбка живет в аквариуме сама по себе? Кто первый начинает решать задачу и находит правильное решение? Кто решает самостоятельно, и кто предпочитает подражать старшим или более удачливым, кто более способен к решению задач: самцы или самки? Как проходят этапы развития навыка пользования экспериментальной кормушкой у отдельных рыб в стае по сравнению с индивидуальным поведением.

4. Эта серия наблюдений похожа на предыдущую. Но стайка формируется из рыбок различных видов: гуппи, гурами, меченосцы — по 2 штуки, их возраст — 4, 6, 8 и 10 месяцев. Можно выбрать и другие сочетания совместимых видов, другие возрастные группы, но желательно с интервалом не менее 2 месяцев. Эти рыбки не должны участвовать в предыдущих опытах: они все через несколько дней акклиматизации в аквариуме впервые познакомятся с экспериментальной кормушкой. Задачи наблюдений те же, что и в предыдущей серии. Кроме того, желательно ответить на вопрос: не появляются ли видовые (характерные для поведения рыб одного вида) отличия в решении задачи в связи с поведением разновидовой стаи в целом?

5. Различия в наблюдениях четвертой и пятой серий состоят в том, что в одном случае формируется стайка рыб приблизительно одинаковых размеров  (длина тела,  ширина),  а  в  другой — разных размеров, например, гуппи, гурами, скалярии, барбусы и золотые рыбки в возрасте 4—8 месяцев.

6. Есть ли у рыбы память? Чтобы проверить это, необходимо продолжить любую из проведенных вами предшествующих серий наблюдений. Когда у рыб будет наблюдаться устойчивый навык пользования экспериментальной кормушкой (через 4—6 недель), то начинайте чередовать экспериментальную кормушку с обыкновенной того же размера и цвета. Сначала кормушки заменяют на один день,  потом на два, три,  постепенно доводя интервал до трех месяцев. Каждый раз отмечают, какие изменения в решении задачи появляются у рыб: происходит ли забывание и затем восстановление навыка или рыба решает задачу заново, как будто никогда ранее с ней не встречалась?

А. МЕНЯЕВ,
кандидат педагогических наук

Если Вы хотите что-нибудь добавить к этой статье или просто желаете высказаться, то напишите комментарий








Комментарии на сайте:

Заметьте: Отправленный Вами комментарий появляется на странице не моментально, а после проверки модератором.

Гуппи

Поиск:

Также заинтересует:

  • Апистограмма Корумба (Apistogramma commbrae)
  • Апистограмма Борелла (Apistogramma Borellii)
  • Апистограмма Альтиспиноза (Papiliochromis altispinosa)
  • Апистограмма Агассиза (Факельная) (Apistogramma agassizi)
  • Аномалохромис Томаса (Anomalochromis thomasi)
  • Анциструс звездчатый (Ancistrus hoplogenys)
  • Анциструс темный (Ancistrus cirrhosus)
  • Анабас Рыба-ползун (Anabas testudineus)
  • Амблидорас Ханкока (Amblydoras hancockii)
  • Альфаро Бирюзовый (Alfaro cultratus)
  • Акара Порту-Алегри (Aequidens portalegrensis)
  • Акара Перуанская (Bujurquina syspilus)
  • Акара Парагвайская (Bujurquina vittata)
  • Акара Мета (Aequidens metae)
  • Акара Мери (Bujurquina mariae)
  • Акара Марони (Aequidens maronii)
  • Акара Курвицепс (Laetacara curviceps)
  • Акара Красногрудая (Laetacara dorsigera)
  • Акара Дельфин (Aequidens Itanyi)
  • Акара голубовато-пятнистая (Aequidens pulcher)
  • Акантофтальмус Полуопоясанный (Acanthophthalmus Semicinctus)
  • Акантофтальмус Майерса (Acanthophthalmus Myersi)
  • Акантодорас Звездчатый (Acanthodoras spinosissimus)
  • Акантодорас Шоколадный (Acanthodoras cataphractus)
  • Агамиксис белопятнистый (Agamyxis albomaculatus)
  • Афиосемион Стриатум (Aphyosemion Striatum)
  • Афиосемион Гарднера (Aphyosemion gardneri)
  • Афиосемион Лабарра (Aphyosemion labarrei)
  • Афиосемион Филаментосум (Aphyosemion filamentosum)
  • Афиосемион Двухполосный (Aphyosemion Bitaeniatum)
  • Щиповка обыкновенная (Cobitis Taenia)
  • Уклея (Alburnus Alburnus)
  • Угорь европейский (Anguilla Anguilla)
  • Тетрагоноптерус (Hemigrammus Caudovittatus)
  • Тетра королевская (Nematobrycon Palmeri)

  • Скалярия

    На форуме:


     Кубинских раков в общий аквариум можно?  Бяка

     Как избавиться от речных улиток?!  дед Мазай

     Фото  MetallKZ

     Помогите определить пол макропода  SvetikZvetik

     Рецепты  дед Мазай

     ГИБНУТ МЕЧЕНОСЦЫ  Бяка

     помогите с мхом  Чапай

     спектр света  Бяка

     Фловер Хорн  дед Мазай

     Помогите разобраться с лялиусами.  Чапай