Анатолий Онегов
Рыбной ловлей я занялся раньше, чем увлекся аквариумом. Да это и понятно — в то время аквариумных рыбок было еще очень мало, они были дороги, да и сам аквариум было очень трудно приобрести. Другое дело — рыбалка!
Удочку всегда можно было срезать в лесу, лески плели мы из конского волоса — это были лучшие по тем временам лески, поплавки делали из гусиных перьев, из сосновой коры, из куги. Правда, крючки в то время были большой ценностью. Но все-таки раздобыть крючок было гораздо проще, нежели аквариум, и, раньше чем завести у себя дома аквариумных рыбок, учились мы ловить удочками окуньков, карасиков, плотвичек, уклеек.
Это были удивительные походы к пруду, к озеру, к реке. Сколько чудесных дней провел я тогда около воды, сколько узнал, сколько увидел необычного, затаившись среди осоки или камыша.
Видел я и разных рыб, и водных насекомых; и еще до того, как завести дома аквариум, знал, что существуют такие жуки-плавунцы, личинки которых — прожорливые хищники. Узнал затем я, как живут стрекозы, как выводятся комары, близко познакомился с птицами, которые обитали в прибрежных зарослях.
Дружил с крачками, подкармливал их мелкой рыбешкой и, конечно, почти всегда видел в воде пруда, озера у самого берега разных улиток, но мало обращал на них внимания. Почему?Может быть, потому, что эти улитки, живущие в воде пруда, озера, реки, среди ила и тины, казались уж больно невзрачными — их раковины были покрыты водорослями, испещрены какими-то светлыми пятнами, к тому же к раковинам нередко присасывались какие-то существа с присосками вроде пиявок. Словом, эти улитки особого восторга у меня не вызывали. Другое дело — перловицы или беззубки, которых встречал я на чистых песчаных отмелях!
Большие красивые раковины этих моллюсков мне очень нравились, и я не раз подумывал:
«А нельзя ли принести эти ракушки домой и посадить в банку — пусть себе живут у меня дома?» И перловиц, и беззубок я домой приносил, но интерес у меня к ним быстро пропадал — дома в банке эти моллюски особо не проявляли себя, они даже не ползали. И обычно очень скоро я возвращал их той реке или озеру, откуда принес.
Не знаю уж, когда пробудился бы у меня настоящий интерес к разным улиткам, если бы однажды в аквариуме у друзей не увидел я чудесное существо, живущее в раковине. Это была красная улитка-катушка. Она медленно ползла по стеклу аквариума, выпустив из раковины свою широкую красную ногу, и если присмотреться, то можно было увидеть, как она своим «язычком» что-то все время собирала по пути со стекла.
Улитка ползла дальше, а следом за ней тянулась по стеклу узенькая, чистая полоска — улитка поедала водоросли, наросшие на стекле. Ползала эта улитка и по листьям валлиснерии — и там подбирала грязь и счищала наросшие водоросли.Словом, в аквариуме трудился удивительно старательный и очень красивый помощник аквариумиста.
Такую красную улитку, а то была катушка роговая красная, достать оказалось проще, чем заполучить тропических рыбок, и очень скоро у меня в банке-аквариуме ползала по стенкам и по листьям растений такая чудесная катушка.
Прошло совсем немного времени, и я с удивлением заметил, что на стеклах моего аквариума появились какие-то полупрозрачные пятна эллиптической формы. Я потрогал их руками и убедился, что это не просто пятна, а небольшие и достаточно твердые вздутия.
Потом эти пятна-вздутия стали темнеть — что-то изменилось в них. И, присмотревшись, разглядел я в таком пятне-вздутии крошечных-крошечных улиточек… Конечно, это была икра улитки. Я торжествовал. Теперь у меня в аквариуме появится много-много чудесных улиток. И улиточки стали появляться сначала из одного, потом из другого пятна-вздутия. И очень скоро у меня в аквариуме действительно стало жить много-много красных катушек.
Они, как и та, самая первая моя улитка, прилежно работали, ползали по стенкам аквариума и по растениям, очищая их от грязи и водорослей.
Правда, даже при всем старании улитки не могли полностью очистить аквариум от появляющихся водорослей, и мне время от времени самому приходилось брать в руки скребок-стеклоочиститель, но все равно я был очень рад, что у меня в аквариуме появились такие удивительные жильцы.
Разведя у себя красных улиток, я, конечно, вспомнил, что улитки бывают не только в аквариуме у друзей или на Птичьем рынке. Сколько самых разных улиток встречал я в пруду! А почему бы не принести домой этих улиток из пруда и не поселить их в аквариуме, как поселил я в своем аквариуме элодею и роголистник? Сказано — сделано. И, не очень задумываясь о последствиях, конечно не прочитав заранее ничего об улитках, отправился я в поход, и к вечеру у меня дома было столько улиток, что их хватило бы на аквариум размером с полкомнаты.
Дома я отобрал с десяток самых красивых, самых лучших улиток, как мог, почистил их раковины от наросших на них водорослей и запустил в аквариум. Остальных оставил пока в ведре. Я был счастлив — подумать только, я стал обладателем такого бесценного богатства! Теперь у меня есть на что выменять себе рыбок и новые растения… Кто откажется от таких чудесных больших улиток!
Моя детская торопливость подвела меня и на этот раз. Утром я первым делом кинулся к аквариуму, чтобы еще раз порадоваться приобретению. Улитки были на месте. Но самые большие из них почему-то не ползали по стенкам аквариума, а облепили кустики роголистника и валлиснерию и, оставаясь на месте, усиленно работали своими «язычками»…
Если бы мне не торопиться, если бы сначала почитать об улитках хотя бы в той книге о живом уголке, которая учила уже меня уму-разуму, то ошибки бы не вышло. Но я торопился, и теперь у меня в аквариуме большие улитки, принесенные из пруда, улитки-прудовики, поедали роголистник и валлиснерию. А ведь в моей книге было сказано: «Особенно охотно прудовики поедают растения, а также и мелких рыбьих мальков, и икру, почему для содержания в аквариуме с ценными растениями и в нерестилище с рыбьей икрой не годятся».
Прудовиков я, конечно, выловил, выловил и других улиток, запущенных в аквариум с такой поспешностью. Настоящий разгром они, правда, не успели произвести, но напугать меня напугали. И теперь, познакомившись с вредителем — прудовиком, принялся я рассматривать и других улиток, принесенных из пруда, и сравнивать их с рисунками, которые были в книге о живом уголке.
Тут я узнал, что среди моих новоселов была и родственница красной улитки — катушка черная, или, как ее еще называли в книге, катушка роговая. Они очень походили друг на друга — катушка красная и катушка черная, вреда аквариуму от черных катушек моя книга не обещала, и я вернул этих улиток обратно в свой аквариум-банку.
Установил я, что среди моих новоселов была и улитка физа. Эта небольшая улиточка тоже могла быть мне помощником в борьбе с водорослями. Оказалось, что принес я домой и очень интересную улитку — живородящую лужанку, которая не откладывает икру, а рожает живых детенышей. Отличалась лужанка от других улиток еще и тем, что на нижней стороне ее ноги была особая роговая пластинка, которая прикрывала раковину, когда улитка в нее забиралась,— попробуй доберись до такой улитки, закрывшей за собой дверь…
Итак, неприятности, которая могла случиться, я почти избежал. Прудовиков я выпустил обратно в пруд, и теперь никто вроде бы не покушался на мои растения. Улиток у меня в аквариуме плавало очень много, самых разных, я подолгу наблюдал за ними и на это время даже забыл, что аквариум устраивают в первую очередь все-таки для рыб, а не для улиток.
Тогда я еще не знал, что водорослей на стеклах аквариума и на листьях растений улиткам может не хватить для пропитания и что улиток, как и рыб, порой надо специально кормить. Уже потом, когда у меня появились рыбки, видел я, с какой торопливостью направляются мои улитки к кормушке с сухим кормом — сухую дафнию и сухого циклопа они уничтожали порой так быстро, что в кормушке ничего не оставалось рыбкам. Еще позже, когда у меня появились в аквариуме улитки ампуллярии, увидел я, как эти улитки поедают живой корм: мотыля и трубочника. Но вначале о специальном кормлении улиток я не догадывался, и очень скоро они сами напомнили мне об этом.
Приближалась осень, вот-вот элодея канадская должна была начать терять свои листья — это растение отмирало на зиму, если оставалось в аквариуме с теплой водой. В тот раз я очень хотел сохранить на зиму элодею, как сохраняют до весны веточки роголистника. Я собирался уже поместить веточки элодеи в банку с холодной водой, но опоздал — голодные улитки, почувствовав, что растение вот-вот начнет готовиться к зиме, что его ткани вот-вот станут мягче, а потому справиться с ним будет легче, напали на элодею и принялись ее уничтожать.
Позже, когда я побольше узнал о жизни растений, рыб и улиток, я не раз убеждался, что в аквариуме, где живет много улиток, от них могут пострадать различные растения. Особенно страдали растения с мягкими тонкими листьями — ткани таких растений улиткам как раз «по зубам». Доставалось в моем аквариуме от самых обычных катушек и амазонкам и кабомбе. Особенно любили улитки собираться у веточек кабомбы, отделившихся от основного растения.
Помните, веточки кабомбы осенью нередко отделяются от куста — в этом месте стебелек перегнивает? Отделившиеся веточки плавают в толще воды до самой весны, а весной, когда у них появляются боковые корни, их можно снова посадить в грунт. Но если в это время улиток в аквариуме слишком много и им не хватает корма, то вашей кабомбе может здорово достаться.
Улитки тут же обнаружат отделившуюся веточку и примутся объедать ее подгнивший кончик. И так все дальше и дальше будут продвигаться по стеблю к вершинке веточки. Такое у меня случалось не раз. Поэтому не торопитесь даже самых мирных улиток считать своими бескорыстными друзьями и разводить их в большом числе. А уж если улитки у вас развелись, то помните, что их тоже надо кормить, и не прогоняйте от кормушек.
Вредителем может обернуться даже самая мирная наша улиточка — физа. Если она попадет в аквариум, где рыбки собираются метать икру, то обычно жди беды — физа, ползающая по отложенной икре, покрывает ее слизью, и икра гибнет. А вот ампуллярия просто поедает икру рыб.
Как-то у меня в аквариуме жили три лялиуса: одна самочка и два самца. Я не собирался разводить их, и они жили у меня в общем аквариуме вместе с другими рыбками. Тут же жило и несколько улиток ампуллярии. Приближалась весна, солнце светило все ярче, лучи его все чаще заглядывали по утрам в мой аквариум, и лялиусы, видимо, решили, что настала пора обзавестись потомством.
Как-то утром заметил я, что в двух углах аквариума появились воздушные пузырьки. И я сразу догадался, что мои лялиусы приступили к строительству гнезда, причем каждый самец строил свое собственное гнездо. Кому отдаст предпочтение самка? Кто из соперников завоюет ее внимание?
Уж как выяснили между собой отношения самцы-лялиусы, был ли этот «разговор» коротким и бурным или просто один из соперников мирно отошел в сторону, этого я не знаю. Только очень скоро увидел я самочку и одного из самцов в углу аквариума, около гнезда — рыбки готовились метать икру.
Конечно, я очень жалел, что заранее не подготовил для этих рыбок отдельный аквариум — в общем аквариуме сохранить вылупившихся из икры мальков-крошек не так-то просто, другие рыбы их могут переловить. Но что-то предпринимать было уже поздно, и мне оставалось только ждать, что будет дальше.
Пока ничего не мешало рыбкам продолжать свои нерестовые дела. Самец вел себя очень воинственно и прогонял в сторону всех, кто появлялся возле его гнезда, где вот-вот из икры выведутся мальки. Казалось, ничто не помешает и этому торжественному событию — на всякий случай рыбок покрупнее из аквариума я отсадил и был спокоен. Но вечером возле гнезда лялиусов увидел я улитку ампуллярию.
Ампуллярия поднялась к самой поверхности, перевернулась раковиной вниз и плавала так, выставив ногу. Нога была собрана воронкой, и в эту воронку, как в пустой сосуд, втягивались один за другим воздушные пузырьки, из которых рыбки устроили свое гнездо. Вместе с пузырьками ампуллярия втягивала в себя, конечно, и отложенную в гнездо икру.
Я отогнал улитку в сторону, она опустилась на дно, но через некоторое время снова поползла по стеклу в верхний угол аквариума, где было гнездо лялиусов. Я снова отогнал ее, выключил свет в аквариуме и в комнате, надеясь, что в темноте улитка успокоится и не станет разыскивать гнездо. Но каково же было мое удивление, когда минут через пять я снова включил свет и снова увидел ампуллярию возле гнезда несчастных рыбок.
Лялиус-самец, отважно защищавший гнездо от других рыбок, улитку почему-то не принимал за врага и никак не реагировал на ее появление. Он лишь лихорадочно собирал ртом выпавшие из гнезда икринки, снова отправлял их в гнездо вместе с пузырьками воздуха, но восстановить разрушенное уже не мог.
Я выловил улитку, выловил и вторую свою ампуллярию, но сделал это, видимо, уже поздно — гнездо было разрушено настолько, что рыбкам пришлось его заново строить и снова откладывать икру.
Правда, мои лялиусы не остались в долгу и по-своему мстили улиткам, живущим в аквариуме. Во-первых, им очень нравилось хватать всех улиток за усы. Улиткам же это явно не доставляло удовольствия, и они тут же сжимались, прятали усы. Однако проходило немного времени, и улитки опять ползли куда-то по своим улиточьим делам, выставив усы, за которыми лялиусы снова охотились.
Но если ампуллярии и взрослые катушки не очень боялись лялиусов, то небольшим улиточкам-шаровкам, которых я поселил в своем аквариуме, от этих рыбок доставалось на орехи.
Шаровка — это речная улиточка с двустворчатой раковиной. Шаровки очень неприхотливые. Если в воде достаточно кислорода, они все время проводят в грунте, чуть приоткрыв раковину и выставив наружу дыхательное отверстие, через которое всасывают в себя воду. Я очень любил этих маленьких улиточек, и меня всегда занимало, как они размножаются. Икру шаровка откладывает не на стенках аквариума и не на листьях растений, а внутри своей раковины. Там икра и развивается, и в аквариуме появляются уже живые маленькие улиточки. Вот почему иногда этих улиточек неправильно считают живородящими.
Жилось у меня шаровкам неплохо, они росли, приносили новых маленьких улиточек. И такая спокойная жизнь продолжалась в моем аквариуме до тех пор, пока я не принес домой лялиусов.
К рыбам я относился всегда внимательно, кормил их по часам, кормил только живым кормом, как бы трудно ни приходилось мне его доставать. Казалось бы, и лялиусы не должны были оставаться голодными в моем аквариуме. Но поди ж ты, хоть в кормушке и был мотыль, эти пронырливые рыбки тут же обнаружили в аквариуме моих шаровок и принялись охотиться за ними. И очень скоро на дне аквариума я стал находить пустые раковинки этих улиток, сначала маленькие, а потом и большие — лялиусы, уничтожив улиточек поменьше, принялись за тех, что покрупнее. В конце концов, у меня не осталось ни одной шаровки.
Так же разбойно вели себя в моем аквариуме и макроподы. Однажды, увлекшись, я развел очень много этих удивительных рыбок. Макроподы мне нравились всегда, и сейчас они живут у меня в аквариуме. И сейчас в моем аквариуме нет ни одной молодой улиточки — стоит появиться на свет крошечным катушкам, физам, ампулляриям, как макроподы тут же примутся их поедать, словно для них нет другого корма. Вот и в тот раз, когда я еще не знал, как ведут себя эти рыбки, и развел их очень много, у меня впервые стали размножаться ампуллярии, большие красивые улитки, не так давно привезенные к нам в страну.
Ампуллярии жили у меня давно, но потомства никак не давали. Я постоянно осматривал стенки аквариума и листья растений, надеясь отыскать икру этих улиток, старался в крохотных улиточках, что появлялись у меня в аквариуме, угадать будущих ампуллярий: вроде бы и угадывал, радовался, что наконец-то ампуллярии развелись у меня, но мои крохотные «ампуллярии» подрастали и опять становились обычными катушками или физами.
Но вот свершилось. У меня сильно разросся стрелолист широколистный (так называемая японика). Его листья стали подниматься над поверхностью воды, и растение готовилось к цветению. И тут на поднявшемся из воды листе увидел я странный большой комок — это был комок икры ампуллярии.
Я сравнивал эту икру с рисунками в разных книгах и еще раз убеждался, что теперь не ошибся. И у меня наконец вывелись крохотные ампуллярии, они стали подрастать, и как раз в это время я пересадил в свой большой аквариум несколько десятков маленьких макроподиков.
Макроподики росли, поглощали трубочника и мотыля, но не забывали поглядывать и в сторону маленьких улиточек. И очень скоро мои ампуллярии-крошки стали убывать в числе. А следом пришлось мне стать свидетелем и охоты макроподов за моими улиточками.
Рыбка, присмотрев себе добычу, обычно медленно подплывала к улиточке и останавливалась от нее совсем близко, а затем коротким броском-атакой старалась отделить улиточку от листа растения. Не всегда это удавалось сделать с первого раза — чаще макроподик склевывал добычу лишь после третьей, а то и после четвертой атаки, но почти всегда такая охота завершалась успешно.
Я переживал за своих улиток, пытался отловить часть маленьких ампуллярии, чтобы отсадить в другое место — немногих я спас, но остальных проглотили ненасытные макроподы. Так и повелось у нас: если в аквариуме живут макроподы, лялиусы, петушки, то улитки разводиться здесь не будут. В оправдание макроподов надо сказать, что они не только уничтожают маленьких улиточек, но и поедают гидру, появившуюся вдруг в аквариуме
Но живет в наших аквариумах и еще одна очень интересная улиточка — мелания, которая действительно является настоящим живым фильтром. Живет мелания в толще грунта, как шаровка, постоянно пропуская через себя воду, при этом все мельчайшие частицы органического вещества, всякие микроскопические водоросли и бактерии улиточка поглощает.
Завести меланию я вам очень советую: эта улиточка подаст вам сигнал тревоги, если в аквариуме случится что-то неладное. Обычно она находится в грунте, и только по ночам можно увидеть ее на стенке аквариума — по ночам мелания иногда выбирается из песка. Но случается и такое: вдруг все мелании выбираются из грунта и поднимаются по стенкам аквариума вверх, и это происходит не ночью, а днем. Это сигнал тревоги: вода в вашем аквариуме стала непригодной для жизни — в ней не хватает кислорода! Надо применять срочные меры: подменить часть старой воды на новую, как следует продуть аквариум!
Аквариумисты относятся к мелании с большим теплом еще и потому, что, находясь в грунте, улиточка все время разрыхляет его, способствуя росту растений: в таком разрыхленном грунте питательные вещества скорей попадут к корням, улучшит-
ся газообмен между корнями и водой. Помните: корни, как и другие части растения, дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ.
Итак, мы с вами можем сделать такие выводы:
1. Улитки помогают бороться с водорослями, которые развиваются на стеклах аквариума и на листьях растений, поедают остатки корма, тем самым избавляя воду от гниющих органических веществ. Некоторые улитки (моллюски) фильтруют воду, очищая ее от различных бактерий, взвешенных в воде органических остатков. Но в то же время улитки сами сильно загрязняют аквариум своими отходами. Поэтому аквариум, где живет много улиток, надо чаще чистить.
2. Улитки опасны для икры и мальков. Поэтому в аквариуме, где вы собираетесь разводить рыбок, улиток не должно быть.
3. Улиток надо кормить, иначе даже самые мирные из них могут приняться за растения — особенно достается растениям с мягкими тканями.
Предупреждение! Некоторые улитки могут стать переносчиками опасных для рыб болезней. Поэтому, прежде чем заводить улиток, внимательно прочитайте их подробное описание!
Очень мнтересная статья. Для начинающих увлекаться прудовиками просто кладезь информации. Жалко только, что картинок нет..
Почему не написано чем кормить улитак ?
Очень интересная статья!!!!!!!)))))))))