начало рассказа тут: http://aquadomik.ru/ty-pomnish-kak-vsyo-nachinalos-chast-1/
Я стоял в зоомагазине маленького, по нашим меркам, меньше даже чем районный центр, чехословацкого городка Нимбург, куда прибыл с машиной, ехавшей за хлебом в местную пекарню.
Чтобы пот не капал с козырька фуражки на нос, я держал ее в руке и незаметно для себя мял. Глаза мои были не меньше дискусов, плавающих прямо передо мной, да и в мой открытый рот они прошли бы, не касаясь зубов. Отупеть было от чего…
Оказывается! Рыбок можно продавать совсем не так, чтобы распластавшись на прилавке тянуться и, все равно не дотянувшись, тыкать пальцем в их жуткое скопление, пытаясь объяснить продавцу, какую из этих особей, ты решил осчастливить своим выбором. Или приговорить. Рыбки плавали в просторных емкостях в нескольких сантиметрах от меня, ближе уже все расплывалось в глазах. Прилавок присутствовал, но в виде маленькой стоечки с кассой.
Мозг с трудом пытался воспроизвести названия рыбок, перегоняя названия с чешского на латинский, потом на русский и наоборот. Кроме названий рыбок покрупнее, было напечатано и что-то еще помельче. Кое-что их этого я даже перевел: Амазонка!
Надо сказать, что к тому времени я уже был подготовлен. Совершенно свободно в универмаге купил никем не востребованную небольшую брошюру с мягкой глянцевой черной обложкой. Каюсь, строевой устав я знал хуже. Чисто теоретически я мог пространно рассуждать о среде обитания нотобрахиусов Гюнтера. А сам мечтал запихнуть в свой аквариум штук десять вуалехвостов.
Что поразило меня кроме отсутствия прилавка.
Рыбы!
В изученной книжке под фотографиями шло описание, которое часто заканчивалось: в нашей стране эти рыбы встречаются очень редко. Или еще лучше: у нас в стране их нет.
Так вот, здесь они плавали прямо передо мной. Те, которые «редко», и те, которых «нет».
В отдельных банках по одному размещались петушки. Размером в пол моей ладони. А я-то думал, почему их называют «Ветта»?
Конечно, вуалехвосты выпали из сознания, как само собой разумеющееся, при разглядывании дискусов, их было всего 7, но они были живыми, а не «редко встречающимися» на картинке. Цена 150 крон за штуку, на советские – 15 руб. Цена очень высокая даже для чехов. Надо сказать, что они так и плавали всемером еще полгода.
Высоким прямоугольником обособленно стоял 220-литровый аквариум, после наших привычных каркасных казавшимся цельностеклянным. На самом деле он был склеен чем-то беленьким, кое-где совсем немножко выступавшим из швов.
Вот бы такой штукой размороженные блоки на автомобилях клеить, очень практично подумал я про себя. Понятие «силикон», а это было что-то на него похожее, а может и он сам, отсутствовало не только в моих мозгах. Как оказалось потом.
Смелости хвалило только на то, чтобы, используя разговорник (в нем было больше, типа «Стый, небо стршилим! – Стой! Стрелять буду!), кое-что из познаний чешского языка размером с личинку вылупившегося гурами и жестикуляции (основной язык для «продвинутых»), я купил клееный аквариум на 36 литров. Очень большой сачек и специальное приспособление для вылавливания рыбок в сачке. Этот стеклянный цилиндрик с полой трубочкой-ручкой захотелось иметь немедленно после того, как я увидел…
…Покупатель указал на какую-то рыбку. Девушка-продавец, своей внешностью и обаянием, затмившая для меня сразу даже дискусов, одним взмахом сачка отсоединила от стаи около двух десятков рыбок, но сачек из воды вынимать не стала. Покупатель в сачке выбрал рыбку и продавец этим стеклянным цилиндриком, как ковшичком, вместе с водой зачерпнул рыбку из сачка и перелил в пакет. Такого я до сих пор ни разу не видел. Впрочем, как и отсутствие прилавка.
К моменту покупки я уже пришел чуть-чуть в себя и даже перестал чувствовать тяжесть и тепло зимнего танкового комбинезона, который носить без штанов (тоже зимних) строго запрещалось.
На растения, которыми здесь были занято несколько емкостей в самом нижнем ряду, я взглянул небрежно. Да у меня их самого, хоть пруд сади, чуть поменьше, чем здесь.
Беда в том, что я почти ничего не знал о растениях. Не королевских тетр, чудом выживших после моей командировки на уборку урожая и питавшихся почти полгода одной водой (два десятка других видов почему-то так не смогли), а охапку этих невиданных или ставшее привычным «редко встречающимися» видами анубиасов и эхинодорусов стоило прихватить с собой на новое место.
Разумеется, для нового аквариума ковырять земличку у пруда я не стал, а решил действовать строго по книжке в черной обложке.
Продолжение следует…
© Олега